Темперамент ребенка - Развитие и воспитание - Родителям - Каталог статей - Персональный сайт
Cайт Татьяны Сухотериной Вторник, 28.03.2017, 05:28
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории
Развитие и воспитание [7]
Безопасность ребенка [3]
Сегодня
Поиск
Главная » Статьи » Родителям » Развитие и воспитание

Темперамент ребенка

ОЗОРНИК ИЛИ ПЛАКСА?

 

Одни дети от природы спокойны и медлительны, другие — энергичны и самостоятельны. Кто-то на замечания и наказания взрослых реагирует криком, другой — плачем, третий — замыкается в себе, а четвертый — просто не обращает на них никакого внимания. В чем причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей — темперамент ребенка.

 

Тест

Кто ваш ребенок по темпераменту?
 

 

Выберите описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребенка.

 

1. Как обычно ваш малыш реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?

А. Обещает, клянется, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.

Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.

В. Спокойно признает свою вину.

Г. Обижается, расстраивается, плачет.

2. Как ваш ребенок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?

А. Его мгновенно охватывает азарт.

Б. Действует быстро и энергично.

В. Ведет себя спокойно и сосредоточенно.

Г. Действует нерешительно, робко.

3. Какой поведенческой линии ребенок придерживается в споре со сверстниками?

А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.

Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.

В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.

Г. Ведет себя очень нерешительно.

4. Как ваш ребенок ведет себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача).

А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведет себя оживленно, проявляет интерес к окружающему.

Б. Быстро возбуждается, иногда нервничает.

В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.

Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Подведение итогов: Преобладание вариантов «А» указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов «Б», вероятнее всего, ваш малыш — холерик. Если вы выбрали как минимум два варианта «В» или «Г», то ваш ребенок либо флегматик («В»), либо меланхолик («Г»).

 

В зависимости от темперамента своего ребенка вы можете спрогнозировать, что ему будет даваться с трудом, а в чем он не испытает трудностей в школе. Так, сангвиники, скорее всего, охотнее будут выходить к доске и сами тянуть руку на уроках, в то время как меланхолики с удовольствием отсидятся на задней парте, а холерики и вовсе станут молиться о том, чтобы их не вызвали.

Внимательные родители, определив тип темперамента своего ребёнка, могут с помощью специальных упражнений, занятий в кружках или спортивных секциях помочь своим детям приобрести нужные привычки и навыки: холерику выработать усидчивость и сдержанность, флегматику — подвижность, меланхолику — уверенность, сангвинику — адекватную самооценку.

 

Тюфячок (ребенок-флегматик)
 

 

Для флегматика характерны низкий уровень активности, им свойственна медлительность, невыразительность мимики, вялость речи. Детям-флегматикам очень трудно переключаться с одного вида деятельности на другой, приспосабливаться к новой обстановке. Им нравится многократно перечитывать интересный абзац, они с удовольствием в течение месяца будут слушать одну и ту же сказку. В школе такие ребята обычно успевают по какому-нибудь одному предмету. У флегматика обычно формируется достаточно упорный характер, он все любит делать обстоятельно, преодолевая все препятствия. Узел он развязывает долго, но развяжет обязательно. Новые знания или навыки даются флегматику с трудом, но остаются надолго.

Воспитываем правильно

Есть методы, обучающие флегматика работать быстро, а значит, помогающие ему адаптироваться в обществе. Чтобы флегматик мог контролировать себя, надо ограничить его во времени, например, выполнить задание к началу интересующей его телевизионной передачи. За рабочим столом ничего не должно отвлекать внимание флегматика. Старайтесь предлагать ребенку новые виды деятельности.

Очень положительно влияют на ребенка-флегматика спортивные занятия и всевозможные спортивные секции, где есть соревнования на скорость — это может быть плавание, бег, лыжи. Такие тренировки научат его концентрировать энергию и сосредотачиваться на главном, собираясь с силами.

 

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

 

Ребенок может быть медлительным по нескольким причинам. Некоторые дети делают все медленно, потому что не могут сосредоточиться. Такая проблема чаще всего бывает у будущих первоклассников. Связана она с тем, что у ребенка недостаточно развито произвольное внимание (способность усилием воли сосредоточиться на неинтересном деле). В таком случае надо мотивировать ребенка на выполнение какой-либо деятельности, объяснить, для чего это нужно делать.

Упражнение на развитие произвольного внимания. Дайте ребенку лист бумаги, цветные карандаши и попросите нарисовать в ряд десять треугольников. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, надо ответить: «Делай, как понял». Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

 

Некоторые дети-флегматики делают все медленно, потому что боятся допустить ошибку. Это связано с тревожностью и неуверенностью в себе. Как правило, тревожные дети боятся либо родителей, либо учителя, либо сверстников, либо всех сразу. Иногда ребенок панически боится ошибиться, потому что его наказывают. Он много раз перечитывает задание, а когда что-то напишет или решит, снова и снова все проверяет.

Зачастую заторможенность ребенка может быть связана с тем, что он озабочен какой-то важной проблемой. Поговорите с малышом, постарайтесь узнать, что у него на душе. Иногда проблема может лежать на поверхности, например, ребенок просто голоден, или ему холодно, или у него что-то болит. Согласитесь, тяжело думать о занятиях, если болит живот.

 

 
Зазнайка (ребенок-сангвиник)
 

 

Ребенок-сангвиник быстр, мгновенно ориентируется в ситуации. Его стихия — скорость, стремительные и крутые повороты. Работа горит у него в руках. Сангвиник думает и говорит быстро, он острослов и не лезет за словом в карман. Это заводила, дружелюбный, жизнерадостный ребенок, который не боится трудностей и легко переживает неудачи. Он без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке. Любит заниматься сразу несколькими делами. Оборотной стороной характера сангвиника, о которой должны помнить родители, является его легкомыслие и непостоянство.

Воспитываем правильно

Ребенок-сангвиник не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание. Следует формировать у него устойчивые интересы, приучать доводить начатое дело до конца, не допускать небрежного выполнения заданий. Необходимо воспитывать в ребенке усидчивость, попеременно чередуя физическую работу с умственной. Если ребенок способен запомнить больше, чем ему задают, например, в садике, увеличивайте нагрузку. Хвалить сангвиника следует только заслуженно, так как дети с таким темпераментом имеют склонности к зазнайству. Не забудьте о физическом развитии — это поможет выплеснуть лишнюю энергию.

 

Скромник (ребенок-меланхолик)
 

 

Меланхолик — это мягкий и послушный кроха. Меланхолики застенчивы, робки, нерешительны. Часто этим ребятам трудно в коллективе. Они не могут противостоять несправедливости, часто попадают под чужое влияние. Домашние задания у таких детей выполняются всегда хорошо и аккуратно, а вот у доски они теряются. Дети-меланхолики часто замыкаются в себе, стремятся быть в «тени». Нередко «зацикливаются» на неудачах, очень болезненно реагируют на отрицательные оценки, а наказание воспринимают как настоящую трагедию. Меланхоличные дети очень мнительны, часто волнуются по пустякам. В новых, особенно конфликтных, ситуациях они теряются и работают значительно ниже своих возможностей. Любая деятельность для меланхолика — работа, от которой он мгновенно устает.

Воспитываем правильно

У меланхолика важно выявить таланты, которые часто бывают скрыты. Никогда не делайте своему ребенку замечания на людях — это провоцирует развитие серьезных комплексов. Не кричите и не давите, избегайте приказного тона. Чаще хвалите его и не скупитесь на проявление искренних слов. В общении со своим ребенком чаще прибегайте к тактильному контакту: прикасайтесь к нему, гладьте по голове. При выборе учебного заведения помните о том, что для меланхолика больше всего подходит ровная, требующая усидчивости и терпения деятельность.

Меланхолику хорошо подойдут занятия, связанные с художественным творчеством, точной механикой, искусством. Выбирайте спорт, который не требует особого нервного напряжения (бег, катание на велосипеде).

 

Живчик (ребенок-холерик)
 

 

«Покой нам только снится!» — могут смело сказать родители ребенка-холерика. По природе своей холерик неутомим, натиск его неудержим. Он непоседлив, шаловлив, несдержан, суетлив, непослушен, вспыльчив и драчлив. Это неугомонный озорник и задира. Часто, недоделав дела, прямо по середине он ставит точку, чтобы почивать на лаврах, которые еще не заслужил. Новую информацию усваивает быстро, но уже через несколько минут она вылетает у него из головы. Такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности. Холерик по натуре командир, он легко адаптируется к непривычной обстановке, но из-за своего вспыльчивого характера постоянно конфликтует со своими сверстниками. Такой ребенок склонен к игре на публику, он постоянно нуждается в зрителях. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания.

Воспитываем правильно

Старайтесь направить активность холерика в положительное русло. Обязательно заинтересуйте его каким-либо делом: спортивная секция, танцы, туризм и т. д. Используйте чрезмерную подвижность ребенка. Назначайте его помощником в домашних делах, занимайте ребенка спокойными играми, совершенствующими внимание и наблюдательность, учите его обдумывать решения, рассчитывать силы, всегда быть сдержанным и настойчивым. Строго и последовательно контролируйте поступки и действия ребенка. Приучайте ребенка доводить до конца начатое дело.
 
Журнал "Привет, Первоклашка!", сентябрь 2008 год
Категория: Развитие и воспитание | Добавил: tatianis (12.02.2009)
Просмотров: 2994 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz