Ген гениальности - Развитие и воспитание - Родителям - Каталог статей - Персональный сайт
Cайт Татьяны Сухотериной Четверг, 08.12.2016, 08:53
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории
Развитие и воспитание [8]
Безопасность ребенка [3]
Сегодня
Поиск
Главная » Статьи » Родителям » Развитие и воспитание

Ген гениальности

«Талантливый человек — это стрелок, попадающий в цель, которая кажется нам трудно достижимой. Гений попадает в цель, которая вообще невидима для нас».

Ю. Майер, немецкий ученый, один из первых исследователей гениальности.

 

Гениальность — врожденное или приобретенное свойство? Этот вопрос давно волнует ученых, медиков, педагогов и честолюбивых родителей, мечтающих вырастить из своего ребенка гения. Много сил потрачено на поиск гена гениальности, а существует ли он на самом деле?
 

 

В середине XIX века известный английский ученый Френсис Гальтон, вдохновленный трудами своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, стал активно разрабатывать идею о том, что гениальный человек — «продукт гениального рода». Он внимательно проанализировал родословные выдающихся людей своего времени и прошлого и нашел ряд закономерностей, достаточно ясно указывающих, с его точки зрения, на то, что проявления одаренности зависят в первую очередь от наследственности.

 

Долгое время в научной среде бытовало мнение, что гениальность — исключительно врожденное свойство человека, поскольку обусловлена она особым сочетанием генов. Выявили даже частоту рождения гениев: один на сто тысяч человек, вне зависимости от страны, национальности, исторического времени. Но не все одаренные дети делают гениальные открытия, еще меньшее количество из них получает признание и высокую оценку общества. Признанных гениев на земле живет еще меньше, их можно пересчитать: около 400 человек за всю историю человечества. То есть примерно один на 50 миллионов. И отличается этот один от остальных, по научным данным, принципиально иной структурно-функциональной организацией мозга. К такому выводу привели человечество австралийские ученые А. Снайдер и Д. Митчелл, исследовавшие препараты мозга Эйнштейна. В книге «Генетика и гениальность» Владимир Эфроимсон описывает пять генетических признаков гениальности:
1. Высоколобость. Чем выше лоб, тем человек умнее. Пример: Сократ, Петр I, Петр Столыпин.
 
 
2. Гиперурикемия — повышенный уровень содержания в крови мочевой кислоты. По химическому строению она сходна с кофеином, известным стимулятором умственной активности. Пример: Птолемей, Александр Македонский, Иван Грозный.
 

3. Непропорциональность телосложения, или синдром Марфана: высокий рост при худом, сухом теле, паукообразные пальцы, длинные конечности и, как правило, подвывих хрусталика глаза, а также часто врожденный порок сердца. И еще один признак — повышенный выброс адреналина, сильнейшего стимулятора общей и умственной активности. Люди с синдромом Марфана, как правило, выделяются потрясающей жизненной энергией. Пример: Авраам Линкольн, Никола Тесла, Г.-Х. Андерсен.

4. Резкие перепады настроения, или циклотимия. Апатия, тоска резко сменяется прекрасным настроением и творческим подъемом. Пример: Александр Пушкин, Винсент Ван Гог, Роберт Шуман, Уинстон Черчилль.
 
$IMAGE4$
5. Гермафродитизм, или синдром Мориса. Внешне это высокие поджарые женщины со стройным телом «легкоатлетического» типа, и, как правило, бесплодные. Пример: Жорж Санд, Жанна д'Арк.
 

Получается, гением можно только родиться? Но передается ли гениальность по наследству? Народная мудрость давно дала ответ: «На детях гениев природа отдыхает». Давайте разберемся, так ли это в действительности. Несколько лет назад был завершен один научный эксперимент, уникальный и чудовищный одновременно. Американский ученый-генетик Роберт Грекхем при поддержке ряда спонсоров в собственной лаборатории затеял масштабный проект: он создал банк спермы нобелевских лауреатов. С помощью искусственного оплодотворения за период с 1980 по 1999 год родилось 200 детей — потенциальных гениев. Однако исследования этих детей разочаровали Грехема: их мозг и способности ничем не отличались от данных их сверстников. Лишь один из двухсот детей показал удивительные результаты: Дорон Блейк, мальчик, чей IQ равнялся 180, в два года умел пользоваться компьютером, а в пять читал «Гамлета». Однако никаких достижений за свою жизнь не совершил и к 25 годам стал наркоманом. Американская «Фабрика по производству гениев» с треском провалилась: гена гениальности не существует. И слава богу, а то иначе наряду с морозостойкими арбузами и гигантскими курами появились бы и другие чудеса генной инженерии, типа тупых универсальных солдат или башковитых атомных гениев.

 

Калифорнийский ученый, также изучавший мозг Эйнштейна, пришел к интересному выводу. Мерой гениальности является не количество нейронов в мозге, а способность этих нейронов создавать ассоциативные связи. Причем эта способность не врожденная, ее можно увеличить с помощью умственных тренировок! Это открытие произвело сенсацию. Получается, что гениальным можно стать! Почему же все люди на земле до сих пор не накачали свой мозг и не сделали массу гениальных изобретений? Потому что развить умственные способности можно только до 6 лет, потому что к этому возрасту мозг достигает 90% своей массы. Это тот фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение. Так что мы с вами уже опоздали, а вот вырастить гениального ребенка еще можно успеть, если с ним заниматься.

 

Исследователи гениальных личностей в истории человечества выделили ряд качеств, необходимых для реализации гениальности.

 

1. Любознательность

 

Берет свое начало от любопытства, жажды новизны. Когда Эйнтштейна спросили, в чем его коренное отличие от других людей, он ответил: «Многие люди находят иголку в стоге сена, но останавливаются на этом. Я же продолжаю искать и нахожу вторую, третью, а, если повезет, то четвертую и даже пятую иголку».

 

Развить любознательность помогают задачи дивергентного типа, т. е. те, которые предполагают не один, а несколько правильных ответов, причем эти ответы не выводятся напрямую из условия, а требуют применения других знаний, озарения (инсайта).

 

2. Воля

 

Представляет собой потребность в преодолении.

 

3. Способность удивляться

 

Умение видеть проблему там, где другие ее не видят, — отличительная черта гениев. «Все представляется само собой разумеющимся лишь тому, чей разум еще бездействует», — писал С. Л. Рубинштейн. Развитие этой способности тесно связано с умением менять точку зрения на проблему.

 

4. Оригинальность мышления

 

Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, банальных, необходима для любого творческого человека. Оригинальность (либо ее отсутствие) ярко выражается в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и других продуктах детской деятельности.

5. Отличная память

 

Свойство многих гениальных изобретателей. Однако объем хранящейся в памяти информации, безусловно, не означает эрудированности. Гениальность — это стремление к классификации, систематизации информации, опыта, идей. На практике у детей это нередко выражено в склонности к коллекционированию.

 

6. Способность к оценке

 

Способность к оценке — производная критического мышления. Она предполагает возможность оценки продуктов собственной деятельности, а также понимание как собственных мыслей и поступков, так и действий, мыслей и поступков других людей. Иными словами, одаренный ребенок, в отличие от обычного сверстника, может мысленно поставить себя на место другого человека.

 

7. Трудолюбие

 

Некоторые исследователи гениальности считают, что трудолюбие и огромная работоспособность является принципиальным отличием гениев от обычных людей. Напомним, что Моцарт создал более 600 музыкальных произведений, Бах писал по кантате в неделю, Томас Эдисон провел 1093 эксперимента, Ван Гог рисовал по картине в день.

 

Подводя итоги, можно сказать следующее. Главное – чтобы ваш ребенок рос крепким и здоровым. А если вы хотите быть родителем гения – не нужно изучать генеалогическое дерево, обратитесь к принципам развивающего обучения. Все в ваших руках, но не упустите время. Помните, что задатки к гениальности формируются к моменту поступления ребенка в школу, а не во время обучения в ней. Желаем вам удачи в этом нелегком, но, безусловно, благодарном деле!

 

 

 

Талант (от греческого talanton, вес, мера) — высокий уровень развития способностей, прежде всего, специальных; или, другими словами, совокупность высокоразвитых психофизиологических свойств личности, обеспечивающих достижение высоких результатов в определенной сфере деятельности.

 

Гениальность (от латинского genius, дух) — высшая форма развития творческих способностей — как общих (интеллектуальных), так и специальных. Творения гения отличаются исключительной новизной и самобытностью и имеют особое, историческое значение для развития общества.

 

ЭТО ИНТЕРЕСНО

 

Основатель кибернетики Норберт Виннер помнил только о том, над чем в данный момент работал. Когда его семья переехала на новую квартиру, жена ученого положила ему в бумажник записку с новым адресом. Н. Виннер набросал на листке какие-то формулы, потом понял, что они неверны, и выбросил бумажку. Вечером, забыв о переезде, он отправился по старому адресу. Разумеется, он никого не нашел там и в растерянности вернулся на улицу. Ему встретилась девочка, которой он тут же стал объяснять, что он профессор Виннер, чья семья недавно переехала из этого дома, но он не знает куда. Н. Виннер поинтересовался, не знает ли она случайно, где ему искать новую квартиру. Внимательно выслушав его, девочка ответила: «Да, папа, мама так и думала, что ты это забудешь».
 
(с) Татьяна Сухотерина,
"Привет, Первоклашка!", февраль, 2009 г.
Категория: Развитие и воспитание | Добавил: tatianis (12.02.2009)
Просмотров: 5790 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 3
3  
Хихи, познавательно

2  
Все, выхожу 15 ноября замуж. Поздравьте меня! Заходить теперь к вам редко буду.

1  
Потрясающая статья!Очень интересно и наглядно.Очень хотелось бы пообщаться с автором.

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2016
Используются технологии uCoz