Cайт Татьяны Сухотериной Суббота, 19.08.2017, 00:59
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории
Экономика [1]
Криминал [12]
Искусство, культура [1]
Строительство [4]
Сегодня
Поиск
Главная » Статьи » Общество » Искусство, культура

ТАЙНА «КУВШИНОК» КЛОДА МОНЕ
В конце прошлого века британский офтальмолог Ричард Мармор опубликовал сенсационные сведения. Английский врач обнаружил, что особенности живописной манеры «отца импрессионизма» Клода Моне на самом деле связаны не с новой техникой живописи, а с его слабым зрением.
 

 

Вызов обществу

 

Клод Моне является одним из родоначальников Импрессионизма. Слово «Импрессионизм» (от фр. impression – впечатление) возникло после парижской выставки на бульваре Капуцинок в 1874 году, на которой экспонировалась картина Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), в 1985 году картина украдена из музея Мармоттан в Париже и сегодня числится в списках Интерпола.
 
 

Группа молодых художников, в которую входили Мане, Моне, Дега, Писсарро, Ренуар, Сислей и др. – всего тридцать человек, - представила абсолютно новую технику живописи, в противовес общепризнанной классической. Их главным постулатом было изображение краткого момента реальности, которая меняется с каждой минутой. Впечатление от этой минуты и старались передать в своих полотнах импрессионисты. Их картины были словно залиты светом: причудливая игра света и тени, брызги красок и передавали движение, делая привычные предметы новыми и интересными. Сюжеты для художников были второстепенны, они их брали из повседневной жизни, которую хорошо знали: сельские пейзажи, городские улочки, простые люди за своей работой.

На выставке разразился скандал. Художники нового подхода к живописи были осмеяны. Известный репортер «Шаривари» Луи Леруа презрительно обозвал их импрессионистами. Он и подумать не мог, что окрестил целое направление конца 19 – начала 20 века, перевернувшее всю последующую историю живописи.

Большое влияние на юных импрессионистов оказало творчество Делакруа, Курбе, Констебла. Но самое большое впечатление произвели работы Эдуарда Мане. Именно его они провозгласили предтечей импрессионизма. Нужно  казать, что сам Мане испугался такого титула. Происходивший из дворянского рода, он добился успеха как художник. Его картины выставлялись на официальном салоне и пользовались вниманием публики. Скандал вокруг импрессионистов мог повредить покупаемости картин Мане.

 

В поисках новых форм

 

Художники часто встречались в кафе и обсуждали новые формы живописи. Они чувствовали, что после появления фотографии академическая живопись не сможет соответствовать потребностям публики. Нужны новые подходы, новая техника. И тогда импрессионисты покинули душные студии, в которых до них писали пейзажи, и вышли на пленер. Невысокий человек в серой холщовой одежде, измазанной красками, сгорбленный под тяжестью мольберта, блуждал в поисках живописного места – такую дивную картину теперь могли наблюдать крестьяне французского прованса.  Молодых живописцев прозвали чудаками, и когда кто-нибудь из них просился в крестьянскую хижину, чтобы сделать эскиз поварихи или прачки, сбегалась посмотреть вся деревня.
 
 
 

Импрессионисты редко смешивали краски, нанося их на холст в «чистом» виде, отдельными мазками. Только глядя на картину с расстояния можно было убедиться, что эти мазки собираются в единый образ – стога сена, поле маков, вазу с подсолнухами, изящную фигурку балерины или задумчивую таитянку. Композиция для художников теряет свою значимость, основное внимание уделяется фрагменту. Их картины как бы разбиты на равнозначные части, центральный персонаж и как бы случайно попавший в кадр объект имеют одинаковую значимость. Отрицают импрессионисты и жанр: где портрет, где пейзаж, где натюрморт – сказать невозможно. Все смешалось, как и в жизни.

 

«Отец Импрессионизма»

 

Инициатором объединения художников для представления своих работ в Салоне 1874 года выступил именно Клод Оскар Моне (1840 – 1926). Молодые мастера писали в такой манере уже лет 6-8, но мысль Моне была такова: если их работы отвергали поодиночке, то, если собраться вместе, их не смогут не заметить. Так и случилось. Моне создал «Анонимное общество живописцев, художников и граверов», составив оппозицию мастерам классической живописи. В период 1876-1886 гг. было проведено более семи выставок импрессионистов. После последней выставки 1886 года только Моне продолжал строго следовать идеалам Импрессионизма.

Клод Оскар Моне еще в юности начал писать карикатуры, которые выставлялись за гроши в художественной лавке, где работал Моне, и пользовались спросом. Знакомство с художником Эженом Буденом открывает Моне настоящую живопись. «Я понял свое предназначение!» - записывает в дневнике восхищенный юноша. Он выпрашивает у отца немного денег и уезжает в Париж. В столице соблазнов он знакомится с богемной жизнью местных художников. Растратив все деньги, девятнадцатилетний Клод вынужден наняться в армию и уехать в Алжир, но вскоре комиссовался по болезни.

Родные отвернулись от Моне, поставив на нем крест. Только тетка не теряла веры в племянника, но не одобряла его работа. В письме к художнику Аману Готье она жаловалась: «Когда он хочет закончить что-то и сделать картину, всё превращается в ужасную мазню, а он любуется этой мазнёй и находит идиотов, которые поздравляют его!».

В ноябре 1862 года Моне вернулся в Париж, где стал учиться живописи у Шарля Глейра. Два года спустя, когда под угрозой потери зрения Глейр был вынужден закрыть свою мастерскую, Моне вместе с друзьями Ренуаром и Сислеем стал активно осваивать пленэрную живопись.

В 1865 году состоялся дебют Моне в Салоне: два его морских пейзажа были выставлены и приняты публикой. Научиться приемами академической живописи и тут же их забыть – такую задачу поставил перед собой Моне. Первой значительной его работой является «Завтрак на траве» (1865-66). К сожалению, картина до нас не дошла – Клод расплатился ею с хозяйкой комнаты деревушке Шайи, в которой проживал, пока писал картину. Среди самых известных произведений Клода Моне «Лягушатник» (1869), «Бульвар Капуцинок» (1873), серии «Стога», «Тополя» и «Руанский собор», «Белые кувшинки» (1899).

В 1865 году Моне встретил Камиллу Донсье, которая на ближайшие четырнадцать лет стала его любимой моделью, а в 1870 году - его первой женой. Она родила художнику двух сыновей, которых Моне также нередко изображал на своих полотнах. В отличие от остальных импрессионистов, Моне был счастлив в любви. Его жена Камилла была замечательной спутницей для Моне, и когда, 5 сентября 1879 года,  она скончалась, для художника наступили самые тяжелые дни жизни, отразившиеся на его картинах мрачной палитрой.

 

Сад-картина

 

В 1883 году вместе с другом Ошеде и его женой Алисой Моне купил домик в Живерни и воплотил в жизнь свою давнюю мечту. Главная картина Моне всей его жизни преодолела плоскость полотна: рядом с домом Моне разбил сад и засадил его цветами так, чтобы они образовывали целую композицию.
 
 
«Сама природа становится картиной, освещаемой внимательным глазом художника. Этот чудесный и гармоничный сад - самый первый эскиз или готовая к работе палитра», - писал о саде Моне Марсель Пруст. Для обустройства «водного сада» - пруда с водяными лилиями, над которыми перекинут изогнутый мостик в японском стиле, художник добился у властей разрешения отнести воды реки Эпт в своё имение. Моне любил писать сад и озеро с плавающими по его глади лилиями.
 
 
 
После смерти Ошеде Моне женится на Алисе – его второй брак также удачен, как и первый. Однако от живописи он больше не получает удовлетворения: пытаясь добиться совершенства, бракует один эскиз за другим, в конце концов окончательно отступив от принципов Импрессионизма. Он пытался написать то, чего передать с помощью кисти и красок невозможно. К тому же в последние годы у Моне развивается катаракта обоих глаз – болезнь для художника невыносимая. Он по памяти определял, где какие цвета красок у него лежат. Операция вернула зрение, но восприятие цветов было нарушено. Последние работы Моне лишены яркости красок: все тона на них имеют слегка желтоватый оттенок.
 
 
В начале нашего века английский офтальмолог Ричард Мармор научно доказал, что отход Моне от принципов Импрессионизма в сторону абстрактной живописи связан с нарушением зрения художника. Мармор изучил, как видят мир пациенты с ослабленным зрением, и соотнес результаты с «размытыми» картинами Моне. Искусственно размытая с помощью компьютерной программы фотография пруда с кувшинками в Живерни совпадает с «Кувшинками» (1916)  Моне. Но как бы то ни было, говорить, что такое огромное и влиятельное направление живописи, как Импрессионизм, возник исключительно из-за болезни глаз Клода Моне (и некоторых других художников, в том числе Эдгар Дега), было бы равнозначно заявлению, что к моменту написания «Черного квадрата» у Малевича закончились все другие краски.
 
"ТАЙНЫ XX ВЕКА"
Категория: Искусство, культура | Добавил: tatianis (17.03.2009)
Просмотров: 14265 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.7/7
Всего комментариев: 2
1  
Я сделала открытие в картине Моне "Розы". Это его последняя картина. Его послание потомкам. Если посмотреть на картину повернув на 90 град. , то увидим профиль художника в венке из роз, при детальном рассмотрении можно увидеть фрагменты из его картин.

2  
Я не знаю такой картины у Моне. Вы с Мане не путаете?

Имя *:
Email *:
Код *:
Друзья сайта
Статистика

Copyright MyCorp © 2017
Используются технологии uCoz