Посмотрела драму Теннеси Уильямса с Вивьен Ли и Марлоном
Брандо. Долго откладывала, прочитав аннотацию на dvd. Под большим впечатлением.
Кажется, что я вместе с Бланш Дюбуа немного сошла с ума...
Наверное, с 18 сентября 1951 года об этом фильме сказано много
слов, но хочется добавить несколько от себя.
Драма - это всегда конфликт, всегда столкновение. В данном
случае - двух миров: старого света с джентльменами и леди, хорошими манерами и
внешними приличиями (мира Бланш) и трущоб Нового Орлеана, с их примитивизмом,
доходящей до вульгарности прямотой и животным существованием (мира Стэнли),
куда10 лет назад сбежала сестра Бланш, Стелла. В 16 лет Бланш пережила потерю -
застрелился ее молодой человек, и потом она одного за другим теряла
своих близких, которых смерть отнимала у нее. Сначала Бланш пыталась бежать от
Одиночества, спрятавшись за красивыми нарядами, украшениями, духами и
ухаживаниями поклонников. Но шли годы, замуж она не вышла, и в конце
концов потеряла остальное: работу школьной учительницы, деньги, репутацию леди.
Продалжая свой бег, Бланш приезжает к своей сестре Стелле и ее мужу,
прокачанному красавчику, которого интересует только выпивка и покер. Он легко
может избить жену, потом на коленях просить у нее прощения, и через день все
начинается сначала. Бланш не понимает, как ее воспитанная в лучших традициях
сестра может терпеть это нищенское и унизительное существование. Она
уговаривает сестру оставить похотливого и тупого мужа, пока не узнает, что та
беременна. Сама же Бланш живет в придуманном ею мире - она все время что-то
придумывает и лжет, пытаясь защититься от окружающего мира, который слишком
жесток по отношению к ней.
Так вот: кто же прав? Легкомысленная Бланш, промотавшая все
состояние сестер и постоянно пытающаяся приукрасить грязную и грубую
действительность вокруг нее, или прямолинейный неотесаный грубиян Стенли,
ведущий животное существование в трущобах и примитивно развлекающийся в
компании себе подобных?
Кажется, Теннеси Уильямс дает ответ: Бланш проиграла, за ней
приезжает карета из дома для умалишенных. Реальный мир подмял под себя хрупкий
придуманный мирок Бланш. Но последняя сцена... Бьющаяся в конвульсиях Бланш
(все подмывает написать Скарлетт...) вдруг находит сочувствие и опору в лице
доктора - галантного джентльмена, который обращается к ней как к истинной леди.
И Бланш под руку с доктором отправляется в свой придуманный мирок...
Фильм оставляет тяжелое впечатление. В первую очередь от
осознания того, что прошло несколько десятков лет, а мир не изменился. В нем
по-прежнему выживает и размножается грубость и хамство.
|