По статистике, только 5% родителей занимаются со своим ребенком. А между тем, родительское внимание, оказанное ребенку на первых годах жизни, способно сделать из него если не лауреата Нобелевской премии, то талантливого и гармонично развитого человека точно.
Как отнестись к родителям, которые своим трехмесячным младенцам рассказывают о событиях мировой истории, сложениях дробей, учат иностранным языкам? Обыватели этому не верят, педагоги-скептики усмехаются и доказывают вред этих действий. Между тем такое развивающее обучение дает свои плоды. Детишки в 5-летнем возрасте читают стихи Шекспира, в семь месяцев складывают слова из кубиков Зайцева, в три года играют на скрипке...
Термин «раннее развитие ребенка» появился сравнительно недавно. Существует несколько теоретиков развивающего обучения: в Америке — Глен Доман, в Италии — Марии Мантессори, в Японии — Масару Ибука. Все базовые идеи раннего развития строились на одном факте — мозг человека растет и развивается только в самом раннем детстве. Если быть точнее, то до трех-пяти лет. Времени на развитие способностей ребенка нужно совсем немного, главное – ваше желание и правильный подход.
1. Общение.
Когда же нужно начинать воспитывать ребенка? Тогда, когда он еще не родился. Находясь в ожидании ребенка, старайтесь избегать неприятных людей, смотрите подолгу на красивые вещи, ходите в кино, театр принимайте пищу под классическую музыку. Научно доказано, что музыка Моцарта способствует развитию гениальности. Постоянно разговаривайте с ребенком, рассказывайте ему о том, что происходит вокруг, читайте детские стихи.
2. Картинки на стенах.
Воспитывайте даже тогда, когда вас нет дома — блестящий принцип развивающего обучения. Украсьте стены географическими картами, страницами из энциклопедий, на которых изображены виды животных, растений, музыкальные инструменты и т.д. Используйте яркие детали в оформлении комнаты, пусть ребенок с детства знакомится с разными цветами.
3. Игрушки.
Покупая ребенку красивые, развивающие воображение игрушки, вы не просто так тратите деньги, а вкладываете их в выращивание гения. Только не прячьте их под замок — ничего страшного не произойдет, если ребенок что-то сломает — таким образом он познает окружающий мир.
У вашего ребенка должны быть:
— краски (для совсем маленьких существуют пальчиковые краски, съедобные), пластилин, цветная бумага, безопасные детские ножницы, клей
— кубики, конструкторы
— мячи (несколько, разных размеров и цветов)
— спортивный уголок (горка, шведская стенка, качели, батут, маты)
— ролевые наборы (кухни, кукольные домики для девочек; гаражи, мастерские для мальчиков)
— музыкальные инструменты (барабан, колокольчики, бубны, детские синтезаторы)
— мягкие игрушки (для детей от 3-х лет)
4. Прогулка.
Любая мама способна со своей крохой выйти на улицу, в лес ли, в город, к реке, взять в руки простой осенний листок и на нем одном показать и многообразие цветов, и познакомить с формой. И это будет не просто пустая информация, а система взаимосвязанных представлений о себе и своем месте в окружающем мире. Если в будущем вы не хотите посещать логопеда, не коверкайте слова, вместо «ава-ава» говорите четко «собака», иначе у ребенка могут возникнуть проблемы с правильной речью.
По дороге в детсад или на прогулке обращайте внимание ребенка на названия улиц, по которым вы проходите — бульвар, переулок, проспект — за короткое время малыш узнает несколько видов географических объектов.
5. Читаем сказки.
Начинайте читать малышу с рождения. Пусть он пока не поймет смысла, но звук мягкого читающего голоса будет влиять на него прекрасно. Ребенку в будущем будет легче запоминать звуки и слова. Если вам «наступил медведь на ухо», не пойте ему колыбельную, иначе у вашего ребенка слуха тоже не будет. Лучше замените песенку сказкой.
Чем больше вы входите «в роль», читая книгу, тем лучше ваш ребёнок будет следить за сюжетом. Привлеките его внимание. Говорите с разными акцентами, различными голосами. Не бойтесь отойти от текста. Импровизируйте!
— Вышло тёплое солнышко, — читает мама, — Какого цвета солнышко?..
— Жёлтое.
— Из муравейника — хлоп! — мама остановилась, — выбежал маленький Муравьишка.
На слове «хлоп!» глаза малыша широко раскрываются, он ожидает чего-то необычного.
— Где на картинке Муравьишка?
— Вот он!
Задавая вопросы, мама помогает ребёнку установить связь между его миром и миром книги. Отмечая знакомые предметы, спрашивая о цвете и форме, она как бы делает ребенка участником событий. В вашем книжном шкафу должно быть немало познавательных книг, а у ребёнка — своя личная библиотечка.
(с) Татьяна Сухотерина,
"Дарья", 2006 год, №2
|