Замечательный спектакль Спб "Театра дождей", трагикомедия, сценарий Григория Горина, постановка Натальи Никитиной
В четвертом веке до нашей эры в греческом городе Эфесе сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. По преданию, сама богиня помогала зодчим. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человеческих. Храм простоял сто лет. Он мог бы простоять тысячелетия, а простоял всего сто лет. В роковую ночь триста пятьдесят шестого года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды...
Илья Божко, игравший Герострата, конечно, был хорош. Туника не скрывала, а подчеркивала его накачанное тело, роскошные черные волосы были уложены на гель, и на лицо симпатичен. Судите сами (фото с прошлых спектаклей, где грима и костюмов было по-минимуму):
Но вернемся к сути. В двух словах, сюжетная линия такова: люди схватили Герострата, поджегшего храм, и хотели растерзать. Но его спасли и заточили в тюоьму, чтобы судить. Герострат не боялся смерти, но захотел поиграть людьми, как раньше люди играли им - в прошлом он был торговцем и неудачником. Он использует слабости людей - жажду славы, денег, власти, признания, халявы и т. д. И в итоге ему удается не только обеспечить себе райское существование в камере и отсрочить казнь, но добиться того, что толпа, недавно хотевшая его растерзать, превозносит его имя и объявляет его сыном Зевса, к нему в тюрьму приходят высшие чины и даже сам правитель Эфеса Тисаферн (Валерий Саломахин), ему отдается гордая царица Клементина (Анастасия Никитина), лишь бы перед казнью он сказал, что сжег храм из-за неразделенной любви к ней.
Был там еще один центральный герой - верховный судья, архонт Клеон (Александр Маков). Клеон - честный и справедливый человек, старающийся всегда поступать по совести и соответствовать своей высокой должности. Его слово ценнее золота. Он попал в сети интриг Герострата и стал единственным, кто попытался их разрубить. В итоге он поплатился своей должностью, дружбой с правителем, его обвинили во лжи. Он берет кинжал и в честной схватке убивает Герострата. Он в ужасе от того, что убил человека, он знает, что по закону его казнят, но он не мог поступить иначе.
Я наблюдала за всем этим действом, и меня преследовало ощущение, что все это мне знакомо. Где же я все это наблюдала? Да в современном мире. Две тысячи лет назад люди поддавались своим страстям, в мире царили ложь, предательство, взяточничество и обман при внешней догме закона, а честные люди, которых всегда были единицы, шли с факелом Правды в руке и были раздавлены Колесницей Беспредела. Вечные мотивы. Вспоминается Булгаков: прошли тысячи лет, а люди не изменились.
Несколько слов о названии спектакля. Герострат, ничтожный человек, ничего из себя не представляющий, не мог прославиться подвигами. И тогда он решил совершить зло, благодаря которому его имя вошло бы в историю. Он сжег Великий Храм, который строили талантливые архитекторы, чьи имена забыты. Но имя Герострата мы помним. Историческая несправедливость? Она будет всегда, пока среди человечества будут находиться выскочки - серости, которые решат, что им можно прославиться за счет уничтожения, разграбления, разрушения. Герострат, Гитлер, Саакашкили - история повторяется.
Сайт Театра Дождей:
http://www.rains.spb.ru/gerostrat/gerostrat.htm
Отзыв о спектакле автора фотографий, которые я использовала в своем дневнике:
http://t-spb.livejournal.com/45703.html
|