Ролан Быков и Елена Санаева: «Тебя Бог выдумал и послал мне...»
Их первое знакомство состоялось по телефону. Быкову сообщили, что его партнершей по фильму «Докер» будет Елена, дочь народного артиста Всеволода Санаева. Этот факт ему сразу не понравился. Не любил он «папенькиных дочек». Но делать нечего, взял телефон, набрал номер: Здравствуйте, Елена! Мы с вами вместе летим в Ленинград на съемки. Ролан Антонович, летите один. А я не летаю в самолетах. Доберусь поездом. «Ах ты фифа какая!» - Быков в сердцах бросил трубку. Но когда на съемках увидел хрупкое нежное создание с огромными глазами, что-то внутри его оборвалось...
На съемках «Докера» Ролан Быков неожиданно заявил, что в сценарии должен быть поцелуй, и впился в Санаеву губами. Вся эта сцена проходила на глазах подруги Быкова, которая прилетела вместе с ним на съемки. Потом Быков объявил перерыв, все вышли, а он демонстративно прилег на кровать: - Леночка, не уходите, пожалуйста. Присядьте. Она села рядом на стул, Ролан взял ее руку и приложил к своей груди: - Вы слышите, как колотится мое сердце? Вы такая красавица, но вы замужем, а я влюблен. Что же делать? Она руку убрала и говорит: - Что делать? Роли свои играть. И ушла... А играли они мужа и жену.
Главная роль
Ему было 43 года, а ей всего 29. У каждого за плечами был несчастливый брак, от которого остались дети. У него — приемный сын Олег, у нее — Павел. С Санаевой они были дисгармонично парой: он маленький и лысоватый, она высокая (на голову выше) и красивая, а выглядела еще намного моложе своих лет. Когда они начали появляться вместе на публике, знакомые встречали их фразой: «Ролан Антонович, какая у вас симпатичная дочка!». Быков бесился. Несмотря на рост в 158 см, Ролан Быков пользовался успехом у женщин. И после развода у него было много поклонниц, но места в сердце ни для одной из них не нашлось. «Такая чудесная девочка была! - рассказывал потом Быков Елене, - Умница, биолог, все приготовит, сядет на кухне и книжечку читает. Но, почему-то, сразу хотелось дать три рубля, чтобы ушла...» Частые романы Быкова породили в актерской среде много шуток. Но он умел легко расставаться с женщинами, поэтому врагов у Санаевой не было. А соперницы были всегда. Но на его поведение Елена закрывала глаза, считала, что для мужчины измена — это как стакан воды выпить. Они ужинали в ресторане «Лидо» в Таллине в компании друзей. Неожиданно Ролан встал со стола, опустился перед Еленой на колени и робко заглянув в глаза, спросил: - Лена, я вас люблю. Вы будете моей женой? Но она тогда была несвободна — ей не давал развода муж Владимир Конузин. Официально Быков и Санаева поженились только через тринадцать лет. Но это было неважно. Несколько лет семья жила у матери Ролана, которую он обожал. А Ольга Матвеевна, в свою очередь, любила сына и недолюбливала невестку, впрочем, внешне старалась сохранять нейтралитет. Родители Елены также не испытывали симпатии к Ролану. Они считали, что их красавица дочь зря тратит свою жизнь на неудачливого режиссера. Однажды им позвонила актриса Лидия Князева, первая жена Быкова: - У меня на антресолях лежит мешок писем от его женщин. Ролан сломает жизнь вашей дочери, вот увидите... Но ее пророчество не сбылось. Елена буквально растворилась в идеях Быкова, помогая ему в работе и обеспечивая тылы. В быту гениальный режиссер был беспомощен. В своих интервью Елена Санаева вспоминает: «Если я выходила в магазин, он меня всегда встречал со словами: «Где ты так долго ходишь?» Объясняла ему, как маленькому: «Ролочка, я же не летаю. Старалась побыстрее, вот принесла продукты…» — «Все равно мне было очень плохо без тебя».
«Ты — Родина!»
«Я — хозяйство непростое и беспокойное», — предупреждал Быков. В принципе, он знал, о чем говорил. В семейной жизни актрисы Елены Санаевой и актера и режиссера Ролана Быкова был черный период длиной в семь лет, когда Быков не выходил из запоя. Однажды Елена нашла его на ипподроме, выпивающего за столом в компании незнакомых людей. Она увела его с собой, посадила в такси. Ролан уткнулся ей в плечо и сказал: «Мать, я все понял. Ты — Родина! А Родину не бросают...» И за спиртное больше не брался. Как настоящая боевая подруга, Санаева моталась с мужем на съемки по разным городам, заботилась о его здоровье. Быков снял Елену в нескольких своих картинах, но специально под супругу, как делали многие, роли не писал. Ради мужа Санаевой даже пришлось расстаться с сыном — несколько лет Павел жил у бабушки с дедушкой, от чего сильно страдал. По официальной версии — Быков много курил, а у ребенка была астма. Свекровь тоже считала, что в ее квартире чужому ребенку не место. От разлуки с сыном Елене было не по себе. Были моменты, когда она возвращалась после встреч с сыном (и каждый раз был скандал с матерью), и готова была броситься под поезд метро. От безысходности хотелось выть. Однажды Елена собственного сына... выкрала. Когда ее мать вышла в магазин, она его одела и увела с собой. Но ребенок сильно заболел, ему требовались специальные лекарства, а ей надо было уезжать с Роланом на съемки. Но выбор между гениальным мужем и любимым сыном был сделан давно. Пришлось снова вернуть Пашу матери. Несмотря на тотальную занятость, Ролан Быков был очень чутким человеком. Он почувствовал состояние жены, понял, что может ее потерять. И однажды сказал: «Пора забирать Пашу!». Но Елена смогла вернуть сына лишь когда ему исполнилось 11 лет. Отношения Павла с Роланом Антоновичем поначалу не складывались. Паша ревновал мать к отчиму, боролся за ее внимание. Однажды он завел огромный будильник, гремевший как сирена, и поднес к уху спящего Быкова, за что схлопотал, но маме жаловаться не побежал. Санаева вспоминает: «Ролан его воспитывал и говорил: «Паша, я буду сражаться с тобой за тебя». И сражался. Например, учил: «Ты должен вырабатывать характер. Начни с малого. Заставь себя делать что-то одно постоянно, хотя бы заводить часы в доме. Никаких отговорок — не могу, не хочу, забыл. Потом научишься делать более серьезные вещи». Павел почувствовал в отчиме очень сильного человека и не мог его не уважать, благо было за что.
«Карлик-кровопийца»
Свой взгляд на отношения внутри творческой семьи Павел Санаев изложил в книге с ироничным названием «Похороните меня за плинтусом», которая выдержала несколько изданий и стала бестселлером. А позже легла в основу одноименного фильма. Повесть начинается так: «Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу...» Хотя гениальный актер и режиссер и представлен в книге глазами своей тещи в образе «карлика кровопийцы», именно он первым прочел отрывки рукописи (писать ее Павел Санаев начал еще в юности) и одобрил, вдохновив Павла на продолжение. Ролан Антонович увидел в повести литературную ценность, именно творческое начало, ведь многое в ней преувеличено и выдумано. А некоторым современным читателям она стала близка темой домашней тирании — и в образе бабушки-деспота они увидели своих близких родственников.
В самый разгар творческой карьеры Ролан Быков попал в больницу, где врачи констатировали последнюю стадию онкологического заболевания. О том, что муж смертельно болен, Елена Санаева знала уже два года, но ему ничего не сказала, о чем корила себя после его смерти. Имела ли она право так поступать? Возможно, многие творческие планы Ролана Быкова были бы реализованы. Незадолго до своего ухода он сказал жене: «Тебя Бог выдумал и послал мне.» А потом еще: «Боже мой, неужели мы женаты с тобой 25 лет? Я наговориться с тобой не успел!» Ролан Антонович возложил на жену непростую миссию - «закончить то, что он не успел». Но много лет после его смерти Елена не могла прикоснуться к архивам и рукописям. И только сейчас, с осознанием того, что и ее жизнь не бесконечна, она приступила к этому непростому завещанию.